Главный принцип работы - цена и высокое качество. Мы работаем более 7-ми лет на рынке Краснодарского края, Ростовской и Московской областях в сфере услуг аренды спецтехники.


Проложили дорогу в Россию
Проложили дорогу в Россию

Кризис в Европе, негативно повлиявший практически на все сферы экономики, пагубно сказался и на европейском рынке спецтехники. После взрывного роста 2009–2011 годов в прошлом году на рынке отмечалась стагнация, а в этом году начался спад. Поскольку Россия является крупным импортером специальной, а особенно строительной техники, европейские производители возлагают на наш рынок большие надежды.

Бум строительной техники

По данным Комитета европейских производителей строительной техники, в первом квартале 2013 года зарегистрировано снижение продаж спецтехники в Европе на 20–30% в годовом исчислении. Особенно негативная ситуация складывается в странах Южной Европы. Стабильное повышение спроса зарегистрировано только в Германии, странах Скандинавии, России и Турции.

Две трети российского рынка спецтехники приходятся на строительную технику, а именно машины, используемые в строительстве зданий, сооружений, инфраструктуры, дорог. Оставшаяся треть приходится на коммунальные, сельскохозяйственные, лесные и другие машины.

Спрос на строительную спецтехнику будет поддерживаться крупными спортивными стройками (объекты Олимпиады-2014, ЧМ-2018 и др.), а также большими объемами жилищного строительства и региональными проектами по строительству жилья, дорог, социальных объектов и реализацией инфраструктурных проектов.

По результатам 2012 года объем рынка дорожной и строительной техники в России в количественном выражении вырос на 27% относительно предыдущего года. В структуре рынка преобладает импортная продукция, доля которой составляет 87%. Особенно высока доля импорта в сегментах погрузчиков, как фронтальных, так и с вилочным захватом, — она превышает 90% всего количества техники этой категории.

Большая часть техники — погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, самосвалы, автобетоносмесители и башенные краны — импортируется Россией из Китая. Основным поставщиком экскаваторов на российский рынок в 2012 году стала Япония. Автокранов по итогам года больше всего было поставлено из Германии.

По сравнению с показателями первого квартала прошлого года в первом квартале 2013 года зарубежные поставки некоторых видов строительной техники существенно выросли. По данным исследовательской компании ID-Marketing, из землеройной техники импорт гусеничных бульдозеров (до 105 л.с.) вырос в количественном выражении на 37,5%, карьерной техники — на 33,3%, дорожной и бетонной техники — на 33,05%, пневмоколесных катков — на 78,95%. В сегменте подъемной техники рост импорта также заметен. Выросли поставки гусеничных кранов свыше 60 т (на 20%), башенных кранов (на 73,33%), а также новых и подержанных кранов-манипуляторов (23,93 и 14,69% соответственно).

В то же время по некоторым видам техники отмечено снижение импортных поставок. В сегменте землеройной техники наиболее заметно упал импорт тяжелых и малых гидравлических экскаваторов (на 39,15 и 28,97% соответственно), а также средних колесных погрузчиков (на 29,95%). В сегменте карьерной техники сильно снизился импорт больших горных гидравлических экскаваторов (на 42,86%) и тяжелых гусеничных бульдозеров (на 37,9%). В сегменте дорожной и бетонной техники больше всего «просели» асфальтовые тандемные вибрационные катки (на 79,8%), снизился импорт асфальтоукладчиков (на 22,16%) и дорожных фрез (на 21,05%). Что касается дорожной техники, здесь на 82,89% снизился импорт автокранов, поставки другой техники выросли.

К наиболее активно развивающимся сегментам на рынке строительной техники эксперты относят малогабаритную спецтехнику. Это и экскаваторы-погрузчики, и погрузчики с бортовым поворотом. Такие машины составляют внушительную часть рынка (ежегодно в России их продают более 10 тыс. шт.), он продолжает расти на 5–10% в год. По итогам первого квартала по сравнению с первым кварталом прошлого года импорт малых колесных погрузчиков, например, вырос почти на 309% в количественном выражении и на 146,33% — в стоимостном, а поставки мини-гидравлических экскаваторов (до 10 т) возросли на 74,7 и 67,17% соответственно. Основные поставщики мини-техники в нашу страну — это Китай, Япония, Финляндия и Великобритания.

В ожидании господдержки

У отечественных производителей спецтехники дела идут не так хорошо, как у импортеров. По данным Союза машиностроителей России, по итогам 2012 года производство тракторов для трелевки леса снизилось в сравнении с уровнем 2011 года на 59,9%, строительных погрузчиков — на 41%, автогрейдеров — на 31,3%, тракторов на гусеничном ходу — на 30,6%, бульдозеров и трубоукладчиков — на 24%, экскаваторов — на 6,7%. Но и произведенные машины не всегда находят потребителя: в прошлом году по всем видам выпускаемой продукции, кроме тракторов на гусеничном ходу, бульдозеров, трубоукладчиков и строительных погрузчиков, отгрузки существенно отставали от производства.

Падение в денежном выражении доли спецтехники отечественного производства для нужд внутреннего рынка составило 6% к предыдущему году, в то время как импорт строительно-дорожной техники в денежном выражении вырос на 67%, прежде всего за счет Китая. Наиболее активны китайские производители в сегментах средних гусеничных бульдозеров, доля импорта которых в первом квартале 2013 года составила 63,26%, а также средних и малых колесных погрузчиков (доля импорта 89,53 и 80,46% соответственно), а также гусеничных кранов грузоподъемностью свыше 60 т (44,44%).

По мнению производителей, проблема в том, что государственная поддержка, оказываемая российским производителям спецтехники, недостаточна для повышения конкурентоспособности отечественного продукта на внутреннем и тем более мировом рынках, а также для инновационного развития данного сегмента машиностроительного комплекса России.

Также производители говорят о необходимости мероприятий для защиты и развития отечественных производителей, таких как меры таможенно-тарифного регулирования, участия государственных и финансовых институтов в поддержке экспортных поставок российской техники, стимулирования спроса и техперевооружения, реализации НИОКР. Однако это требует глубокого и всестороннего изучения, а также анализа возможных экономических последствий, связанных с требованиями ВТО.

Но это дело небыстрое, так что особых изменений в расстановке сил на рынке спецтехники в этом году не ожидается. Если не считать роста объемов «импортной техники российского производства»: ведь все больше зарубежных производителей спецтехники размещают свои производства в России. Это Komatsu, Hitachi, Terex, Volvo Construction Equipment, планы по организации производства спецтехники в России есть у Ammann, Atlas Copco и других производителей.

Бульдозер напрокат

Некоторый импульс развитию рынка спецтехники может придать аренда. Сегодня в России аренда спецтехники составляет 5%, в Европе — 24–30%. Но эксперты рассчитывают, что аренда техники найдет свое развитие в виде новых арендных компаний, которые будут предоставлять спецтехнику на долгосрочный и краткосрочный период, а также активного предложения аренды официальными дилерами компаний-производителей.

Для небольших компаний вариант аренды техники, возможно, окажется более интересен, так как не всегда такие компании имеют объемы постоянных работ, которые позволяют держать собственный парк. Да и перспективность некоторых видов спецтехники зависит от развития аренды, например телескопических погрузчиков и различных видов подъемников, такая техника используется редко, а цены на нее высоки. Так что с развитием аренды на рынке спецтехники могут появиться новые сегменты, до этого слабо представленные на рынке.

06-03-2014
 
 

Спецпредложение

Яндекс.Метрика